Скромные обещания и сомнительные перспективы в послании российского президента. Главные экономические события дня

Скромные обещания и сомнительные перспективы в послании российского президента. Главные экономические события дня 

Скромные обещания

Главным экономическим событием дня стало послание Владимира Путина Федеральному собранию.

Обычно российский президент используют крупные публичные выступления не только, чтобы обличать Запад, но и чтобы раздавать “подарки” населению – это могут быть различные выплаты, льготы или новые проекты вроде строительства дорог. 

В 2023 году его обещания были не слишком щедрыми. Главное из них – это создание специального фонда для поддержки семей военнослужащих и увеличение минимального размера оплаты труда до 19,2 тысяч рублей.

Неожиданную скромность российского президента можно легко объяснить проблемами с бюджетом. В январе его дефицит составил рекордные 1,8 трлн рублей, а февральские данные пока оставляют желать лучшего.

Этот дефицит можно покрыть из резервов, но их, скорее всего, хватит на один-два года. А затем властям придется радикально менять свою политику: надо будет экономить, сокращать расходы (даже если это вызовет чье-то недовольство) и прекратить раздавать щедрые обещания на публичных мероприятиях – на них просто не будет денег.

Подробно о том, как новые обещания повлияют на бюджет можно прочитать тут. 

⚔️Президентский оптимизм

Путин любит критиковать Запад, причем не только за “агрессию” к России или “нетрадиционные ценности”. У этой повестки есть и экономический аспект – как страны Запада проиграли России в экономической войне.

И этому аспекту Путин тоже уделил внимание: “Запад развернул против нас не только военный, информационный, но и экономический фронт. Но нигде ничего не добился и не добьётся.

Путин рассказал о спаде экономики на 2,1% в 2022 году – действительно такую оценку в понедельник привел Росстат и ее серьезно никто не оспаривает. 

А вот остальные тезисы этой части выступления вызывают сомнения – Путин как будто переиначивает смысл происходящего. 

Яркий пример – это снижение безработицы. В 2022 года она действительно упала до исторического минимума. Но экономисты напрямую связывают это с мобилизацией: просто работников стало меньше, ведь кто-то ушел на фронт, а кто-то уехал. Бизнес еще осенью жаловался на нехватку кадров. 

Еще один пример – это замедляющая инфляция. Путин с гордостью сравнивает Россию со странами ЕС, где она существенно выше. Экономисты же объясняют это просто: в условиях неопределенности люди затягивают пояса и не тратят. Потребление же долгие годы было главной силой экономики – и этой силы она лишилась. 

Даже минэк несколько раз предупреждал о рисках дефляции – это процесс снижения цен, который считается опасным для экономики. 

Остальные успехи, которые перечислял Путин, могут показаться недолговечными. Урожай зерна, например, в прошлом году был хороший. Но каким он будет по итогам 2023 года, не ясно. Вот тут топ-менеджер крупного агрохолдинга рассказывал, как рабочих буквально снимали осенью с комбайнов во время первой волны мобилизации. Звучат жалобы не то, что уже возникают проблемы с поставками техники.

Путин и говорил о том, что бизнес смог наладить логистику. Но пока параллельный импорт никак не смог компенсировать падение импорта обычного, вызванного как раз уходом компаний и разрывом цепочек поставок. 

Би-би-си подробно писала, как работает параллельный импорт на примере Казахстан. Состоит он в основном из серых схем – этот сектор как будто откатился назад, в 1990-е или начало 2000-х годов. 

@bbcrussian