Политолог Становая: могущество Пригожина сильно преувеличено, но и списывать его рано
Политолог Татьяна Становая, давно и пристально наблюдающая за Путиным (последние годы живет во Франции), написала статью на сайте Фонда Карнеги, в котором анализирует феномен главы ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина и старается скорректировать неверные, по ее мнению, представления о его влиянии, сложившиеся в мировых СМИ.
Вот наиболее интересные тезисы из ее статьи.
▪️Известно, что круг лиц, имеющих возможность регулярно общаться с президентом Владимиром Путиным, крайне узок. У Пригожина такого доступа нет. "По данным моих источников, единственное, что удалось Пригожину (хотя это тоже немало) — это донести до президента альтернативное Минобороны мнение военкоров, а также добиться того, чтобы президент получал регулярные обзоры военных Telegram-каналов. Это содействовало, хотя и не предопределило октябрьское назначение Суровикина командующим СВО", - пишет Становая (она здесь не касается сложного вопроса о достоверности этих источников - между тем, и сама Становая ранее, и журналисты, пишущие о подоплеке решений Кремля, признают, что анонимные источники, которых называют близкими Кремлю, практически никогда не имеют доступа к самому Путину и часто не имеют полной информации о его решениях).
▪️Упомянутый Сергей Суровикин - никакой не ставленник или союзник Пригожина.
▪️Аналогичным образом, Рамзан Кадыров, которого тоже воспринимали как союзника Пригожина, сблизился с ним чисто ситуативно "в рамках логики "враг моего врага - мой друг".
▪️"Путин взаимодействует с Пригожиным так же, как и с другими своими соратниками. Как правило, президент дает санкцию на реализацию некоего проекта или выделяет человеку зону персональной ответственности. Например, Игорь Сечин отвечает за нефть, Алексей Миллер — за газ, Сергей Чемезов — за ВПК", - пишет Становая. Пригожин после аннексии Крыма выполняет негласные поручения, связанные с внешней экспансией, для этого у него есть его ЧВК, медийные активы и фабрика троллей (наиболее известна как "Агентство интернет-исследований", однако она много раз переименовывалась и это давно устаревшее название).
▪️ЧВК "Вагнера" вовсе не подменяет собой Минобороны. "Президент никогда не воспринимал бизнесмена как замену для официальных институтов, будь то армия или спецслужбы, не пытался использовать его как противовес им. Подобная логика полностью противоречит путинскому пониманию власти, гарантией эффективности и безопасности которой всегда была ее целостность и скоординированность", - пишет она.
▪️О том, что влияние Пригожина имеет границы, говорят такие факты, что он давно и безуспешно борется за отстранение губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, которого никто не считает особенно влиятельной фигурой. Но не только: Пригожин даже нередко проигрывает в судах - если бы за ним стояла мощь режима, такое представить было бы невозможно. Наконец, назначив Валерия Герасимова командующим операцией в Украине, Путин показал, "как быстро он может перебалансировать ситуацию, игнорируя мнение и Пригожина, и славящих его военкоров с их многомиллионной аудиторией".
▪️У Пригожина достаточно много врагов, и это не только верхушка Минобороны - Герасимов и министр Сергей Шойгу. "Для спецслужб Пригожин — растущая угроза: его вооруженная ЧВК, набитая уголовниками, многие из которых выпущены вопреки позиции ФСБ, — это для них сплошная головная боль", - считает Становая.
▪️Тем не менее, политический вес Пригожина все-таки вырос, а говорить о его грядущей опале не приходится. "Путин считает его истинным патриотом, бьющимся за судьбы Родины — иногда коряво, но часто эффективнее своих официальных конкурентов. Плюс у Пригожина не было серьезных провалов — разжаловать его не за что, хотя претензий много (как и ко многим другим), - пишет Становая. Но этого недостаточно, чтобы считать его особо приближенным или будущим преемником.