Однако художественный обозреватель "Коммерсанта" Кира Долинина не считает эту ситуацию рядовой. Ее настораживает то, что жалоба была предана огласке и совпала со сроком окончания действия контракта Трегуловой.
"Если станет известно, что Трегулову сняли, контракт не продлен - это абсолютно ожидаемая ситуация в художественном мире. Она явно пыталась оттянуть этот момент, за это была очень обругана либеральной интеллигенцией", - рассказала Долинина Би-би-си.
По ее словам, последний год для Третьяковки был богатым на скандалы. В марте Трегулова закрыла выставку "Смена декораций" российского и американского художника Гриши Брускина, которая "шла спокойно". "Выставка была закрыта так, что художник об этом узнал от журналистов. Это абсолютно неприличная ситуация", - считает критик.
Были другие скандалы. "Московская биеннале, в которой планировались вещи "художников Донбасса" с одной стороны, а с другой - вещи, в которых был украинский флаг. Сергей Бугаев-Африка делал свой проект про "падшую Европу" и снос советских памятников, но были и художники, которые стояли совсем на обратной позиции политической. Выставка эта не состоялась. Не состоялась она довольно громко", - напоминает Долинина.
"Как бы не сказать лишнего", - оценивает она позицию руководства Третьяковки. По мнению критика, такая конформистская позиция не обязательно обеспечит Трегуловой продление контракта.
"Человека все равно снимут с его высокой должности, потому что он все равно не вписывается. Он сделал три решительных шага вперед и пять шагов назад. Это конформизм. К сожалению, Третьяковка сплясала этот танец за последние 11 месяцев", - рассуждает Долинина.
Письмо Минкульта она называет плевком в сторону руководства музея, оно может создать "информационный фон" в том случае, если Трегулова потеряет пост. Долинина считает такой исход вероятным, поскольку директор Третьяковки, по ее мнению, не может подстроиться под новую российскую политическую реальность.
"Все, что мы видим последние годы, говорит о том, что в новой действительности Трегулова занимать эту должность не может, потому что она человек другого времени, другого представления о том, что должно быть показано в музее", - считает обозреватель "Коммерсанта".