Новые потолки цен, Вашингтон давит на Турцию, а в Казахстане множатся челноки. Главные экономические новости недели

Новые потолки цен, Вашингтон давит на Турцию, а в Казахстане множатся челноки. Главные экономические новости недели

Жаркие обсуждения потолка

Конец января оказался не очень богат на экономические события. Зато богатой будет следующая неделя: 5 февраля вступает в силу эмбарго ЕС на поставки морем российских нефтепродуктов. 

Страны Запада на этой неделе активно обсуждают новые потолки цен - на этот раз на российские нефтепродукты. Потолок цен - это по сути не санкции, а их послабление. 

Эмбарго запрещает не только поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС, но и обслуживание российских поставок в другие страны, например, европейская страховая компания не сможет застраховать танкер с российской нефтью - а без страховки осуществить доставку невозможно. 

Потолок же позволяет компаниям из западных стран обслуживать российский нефтяной экспорт - если цена на него ниже определенного уровня. Для сырой нефти потолок составляет 60 долларов за баррель. Таким образом западные страны пытаются предотвратить кризис на мировом рынке нефти - если российские поставки совсем прекратятся, то и цены резко пойдут вверх.

Для нефтепродуктов, возможно, планируют ввести целых два потолка. Один для бензина или дизеля - они обычно стоят дороже, чем сырая нефть. Второй - для продуктов вроде мазута, которые стоят дешевле сырой нефти. 

Блумберг сообщает, что предварительно обсуждаются две цифры - 100 долларов для дизеля и 45 долларов для мазута. Агентство уточняет, что в некоторых странах Северной Европы дизель стоит около 130 долларов за баррель. Эти цифры еще будут согласовываться - причем в ближайшие дни.

Потолок цен на нефть и эмбарго, введенные в декабре, уже привели к тому, что российский сорт Urals стоит намного дешевле, чем нефть на мировом рынке. Для России это может стать болезненно: Urals еще и существенно дешевле уровня, заложенного в бюджет на этот год. 

Блумберг пишет, что российский дизель уже начал торговаться с дисконтом к мировому рынку. Аналитики же отмечают, что поставки российского дизеля в Европу резко выросли перед введением эмбарго. 

Под угрозой берег турецкий

В целом исполнение санкций похоже на игру в догонялки: российский бизнес находит все новые способы их обхода, а США и страны ЕС пытаются эти способы пресечь.

Значительную роль в этом играет Турция - именно с нее началось, например, давление на карты “Мир”, которые позволяли россиянам расплачиваться в некоторых странах (даже участникам санкционных списков). 

Теперь на очереди оказались российские авиакомпании, которые обслуживаются у турецких авиаперевозчиков, - таким образом они обходят экспортные санкции США, например, запрет на использование в России самолетов американского производства. 

На этой неделе о таком давлении написала the Wall Street Journal: еще в декабре помощник министра торговли Тея Розман Кендлер передала турецким властям сообщение с предупреждением. Ничего хорошего в нем не было: турецким гражданам грозит тюремное заключение, штрафы и другие меры, если они будут обслуживать самолеты, летающие в Россию. 

Россия в целом рассматривает Турцию как своего партнера - и в авиации тоже. Например, российские власти ждали, гарантий, что в Турции не будут арестовать самолеты, которыми летают российские авиакомпании и которые, на самом деле, принадлежат западным лизингодателям - возвращать их никто не планирует. Турция такие гарантии дать не может.  

Челночники из Казахстана

Еще одной страной, которая помогает России не заметить санкции, уход западных компаний и вообще последствия войны, стал Казахстан. Би-би-си на этой неделе опубликовала большой материал о Казахстане.

В Россию через Казахстан поступают автомобили, запчасти для них, масла, смартфоны и другая техника. Благодаря этим поставкам в России и Казахстане сформировался целый новый класс мелких бизнесменов - новых челноков.

Эти люди возят товары через границы или отправляют их в Россию при помощи курьеров, получая оплату через сервисы вроде “Золотой короны”.