Весной 1946 года рабочий поселок Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) наводнили листовки с призывом «Иди на борьбу, люд голодный». Их клеили на хлебный мякиш три товарища. Всем троим было по 14 лет, они читали Маркса и Ленина, любили одну и ту же девочку и решились не просто бороться с советским режимом, но бросить символический вызов самому «вождю народов» Сталину — во времена, когда это было ра

Весной 1946 года рабочий поселок Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) наводнили листовки с призывом «Иди на борьбу, люд голодный». Их клеили на хлебный мякиш три товарища. Всем троим было по 14 лет, они читали Маркса и Ленина, любили одну и ту же девочку и решились не просто бороться с советским режимом, но бросить символический вызов самому «вождю народов» Сталину — во времена, когда это было равносильно добровольному приговору.

У Саши Полякова отец погиб на фронте, семью Миши Ульмана эвакуировали из Ленинграда, а отца Гени Гершовича репрессировали еще в 1930-е как троцкиста. С одной стороны, ребята видели на улицах узбеков из трудовой армии, в которых другие мальчишки кричали «Бабай-бабай» и бросали камни. А с другой — ходили на день рождения к сыну директора ЧТЗ Исаака Зальцмана, где им на стене показывали Чарли Чаплина.

Нищета и несправедливость, которые они видели вокруг, и толкнула их на создание антисталинского кружка.

На въезде в рабочий поселок завода стояла металлическая арка. Ее фронтон украшал основной лозунг того времени — «Слава великому Сталину». В ночное время лозунг подсвечивали лампочками, и имя Сталина освещало путь пешеходов и машин, которые поздно возвращались в рабочий поселок.

Поляков, Гершович и Ульман, оставаясь приверженцами идей Маркса, были антисталинистами. К весне 1946 года в своих обсуждениях они дошли до крайней степени радикализма. «Как думаете, какой срок получили бы Сталин, Молотов и Ворошилов, если бы их судили?» — спорили, например, они

Сталинская арка казалась им символом деспотизма, и однажды вечером они ее отключили.

Русская служба Би-би-си рассказывает невероятную историю антисталинского детского кружка, который действовал в послевоенном Челябинске: почему ребята решились на борьбу — и что с ними в итоге стало.

Власти России включили Андрея Захарова в реестр СМИ, выполняющих функцию иностранного агента. Би-би-си категорически возражает против этого решения и оспаривала его в суде.