Российская нефть обрастает цепочками, а резервы падают. Главные экономические новости недели
Резервов все меньше
Одним из главных рисков для российской экономики в начале года называют потенциальные проблемы с бюджетом: доходы бюджета от нефти и газа неминуемо снижаются из-за санкций, а вот расходы только растут - война обходится дорого.
В этой ситуации российским властям приходится тратить резервы. На этой неделе минфин отчитался о том, как резервы тратили в 2022 году.
Если кратко, то они буквально таяли: по оценке аналитиков, из ФНБ в 2022 году изъяли более 4 трлн рублей за год. Большая часть средств пошла на финансирование дефицита бюджета и на различные инвестиции - часто за этим скрываются расходы на спасение компаний, пострадавший от санкций и кризиса.
Но пока в ФНБ достаточно много денег - 10,4 трлн рублей, или 7,8% ВВП. Это чуть более 148 млрд долларов.
ФНБ явно будут тратить и дальше. Бюджет на этот год рассчитан при цене на нефть в 70 долларов за баррель - и даже при этом уровне он остается дефицитным. При этом цены на российскую нефть марки Urals в начале этого года оказались намного ниже этого уровня.
Экономисты полагают, что пока сильно волноваться не стоит: резервов хватит на несколько лет, если власти не увеличат расходы еще сильнее. Что будет, когда резервы закончатся, до конца не ясно.
Кто торгует российской нефтью
Главной экономической темой первой после новогодних праздников рабочей недели стало резкое падение цен на российскую нефть.
На этой неделе СМИ пытались понять, кто же зарабатывает на дешевой российской нефти. Тем более, к середине января ее экспорт по морю восстановился до уровней апреля 2022 года, отмечают аналитики.
Правда, большая скидка к нефти марки Brent, считающейся эталонной, сохраняется. Аналитики объясняют, что теперь российская нефть стала дешевле во многом из-за того, что ее покупают страны, которые находятся далеко, а значит расходы на ее транспортировку выше. Кроме того, цепочки ее поставок удлиняются, появляются новые игроки - мелкие и средние трейдеры, перепродающие нефть.
И это частично подтверждает расследование Блумберг. По данным агентства, дешевую российскую нефть везут в Сингапур, где смешивают с другими сортами нефти, - это помогает снять санкционные риски.
На этом местные трейдеры отлично зарабатывают: доходность таких операций составляет около 20%.
Давос без России
Россия еще недавно была важным игроком на мировом рынке. В рамках ОПЕК+ она, например, влияла на цены на нефть. Страна, конечно, остается членом нефтяного картеля, но, с учетом того, что цены на Urals явно оторвались от Brent, вопрос о степени ее влияния на рынок рано или поздно возникнет.
На этой неделе появился и еще один яркий пример снижения влияния России на мировую экономику. В Давосе на этой неделе открылся Экономический форум - это одно из самых престижных мировых событий, где лидеры разных стран, бизнесмены, банкиры и экономисты обсуждают, что происходит с мировой экономикой.
Еще год назад на форуме впервые за 12 лет выступил Владимир Путин - правда, онлайн. На форум обычно ездила большая российская делегация, на нем был российский павильон и проводилась отдельная сессия, посвященная экономике страны. В 2019 году на ней, например, даже обсуждали, что будет с Россией после Путина.
В этом году Давос проходит без участия российской делегации. На самом форуме обсуждают поставки танков Украине. Путин же в это время участвует в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда, - историей он явно увлечен больше, чем экономикой.
✈️Все меньше шансов уехать
Многие ждали, что на этих мероприятиях Путин объявит о второй волне мобилизации. Слухи о ней уже давно ходят и влияют на экономику. Но этого не произошло.
Объявленная осенью мобилизация спровоцировала массовую эмиграцию из России. Что будет в случае второй волны, неясно.
Президент Грузии в пятницу призвала ужесточить условия проживания россиян в стране - это одно из самых популярных направлений. Другие также вводят ограничения для россиян. Возможностей уехать стало намного меньше.