“В таких условиях, когда над тобой постоянно висит дамоклов меч, работать просто очень сложно”.

“В таких условиях, когда над тобой постоянно висит дамоклов меч, работать просто очень сложно”.

Русская служба Би-би-си поговорила с российскими экологами о том, как война и усилившееся давление со стороны властей изменили сферу охраны природы.

Выводы неутешительные.

Активисты и экологи очень боятся оказаться в списках иноагентов. В результате они могут любые шансы на взаимодействие с властями и рискуют получить крупные штрафы. После попадания в реестр организации вынуждены закрываться. За последние недели о закрытии объявили объявленные иноагентами “Эковахта Сахалина” и движение “42”.

Активисты боятся проводить публичные мероприятия. Если раньше в знак протеста они могли разбить палаточный лагерь или выйти на многотысячную акцию, то теперь максимум - это небольшие сходки и петиции.

Многие активисты уехали после начала войны. Кто-то испугался мобилизации, а кто-то столкнулся с давлением из-за своей антивоенной позиции. В эмиграции защитой природы они в основном уже не занимаются.

В самих экологических сообществах случился раскол: кто-то поддерживает войну, а кто-то выступает против. Решают экологи и активисты эти разногласия по-разному. Где-то сообщества просто разваливаются, а где-то о войне просто перестают говорить.

Движение в защиту природы в России не умерло. В регионах для многих это одна из редких оставшихся возможностей сделать что-то хорошее, на что-то повлиять и что-то изменить.

Подробнее - в нашем материале: https://bbc.in/3QGKdVE

Если ссылка выше не открывается, читайте здесь.