В Германии сложилась «спираль молчания» о преступлениях предков времён нацизма — немецкий историк
Журнал Bunte опубликовал досье на Вальдемара Бербока (1913-2016) — деда главы МИД Германии. Там сказано, что он был полковником Вермахта и «безоговорочным национал-социалистом». Российская пропаганда использует этот факт для очернения министра. Обозреватель BILD Ханс-Йорг Фелевальд напоминает, что из 70 млн немцев 18,2 млн служили в Вермахте или СС, 8,7 млн состояли в НСДАП, 8,7 млн мальчиков были в Гитлерюгенде, а 4,5 млн девочек — в нацистском «Союзе немецких девушек». Таким образом почти все немцы, особенно дети, так или иначе были связаны с нацизмом. Известные люди рассказали BILD, что знают о родственниках тех лет:
Премьер-министр Саксонии-Анхальт Райнер Хазелофф, 69 лет. Отец служил в Вермахте и попал в плен в 1944 году на севере Франции. Мать бежала из Силезии в 14 лет.
Футболист Лотар Маттеус, 62 года. Один дед служил в Вермахте и погиб на фронте. Другой после войны бежал из Силезии.
Адвокат Герхард Ран, 50 лет. Родители отца были члены НСДАП. Дед погиб в марте 1942 года в Карелии.
Психиатр Манфред Лютц, 69 лет. Отец служил в Вермахте, попал в плен в Северной Африке в 1941 году.
Актёр Фрэнсис Фултон-Смит, 57 лет. Дед служил в Вермахте и попал в плен в Украине в 1944 году.
Политик Доротея Бэр, 45 лет. Дед служил в Вермахте, попал в плен в Северной Италии и бежал.
Певица Индира Вайс, 44 года. Отец состоял в Гитлерюгенде и ежедневно выкрикивал «Хайль Гитлер» в школе.
Как рассказал историк Штефан Браубургер, немецкие ветераны вплоть до 1990-х упорно молчали о прошлом, даже с родными. «Сложилась спираль молчания: травма, самозащита и стыд заставляли преступников и соучастников молчать. Их дети чувствовали эту стену молчания и часто не осмеливались задать вопросы». «После наших передач нам иногда звонят внуки и говорят: а я и не знал, что пережил мой дед во время войны. Мы никогда не говорили об этом в семье», — заявили на телеканале ZDF.
@BILD_Russian