«У вас в романе Хрущёв трахает Сталина, а не наоборот»

«У вас в романе Хрущёв трахает Сталина, а не наоборот»

В Берлине открылась выставка BLUE LARD, где представлены художественные работы Владимира Сорокина, выполненные в сотворчестве с искусственным интеллектом. Писатель рассказал BILD о своей работе с ИИ:

Я, как концептуалист, готов ко всему. Мне сказал Марат [Гельман, галерист — прим. ред], что есть персонаж — Искусственный Интеллект, не хочешь ли ты с ним, грубо говоря, лечь в постель? Я сначала был насторожен. Но потом это случилось, и от нашей любви родился ребёнок — эти работы, и я доволен. Потому что меня мой партнёр (или партнёрша) не разочаровал.

И ещё, конечно, эти персонажи — в романе они другие. В романе это клонированные существа, они не похожи на оригинал. Здесь они похожи. И он, этот ИИ, наделил их свободой воли. Это мне очень близко, потому что мой принцип — это родить героев, дать им пространство и свободу воли, и уже их не контролировать, а как бы идти по их следам. В этом смысле я антагонист Набокова, который говорит, что «я контролирую полностью», как кукловод.

Меня всю жизнь обвиняли критики и писательское сообщество: «У Сорокина нет собственного стиля, поэтому он не писатель никакой». И у ИИ нет собственного стиля, и вот это очень близко, и это роднит нас. Поэтому я вдохновлён и хочу продолжать.

ИИ не съест человека, нет. Он будет с ним работать. И мы будем с ним работать. Человек всё-таки — это божественное творение, а ИИ — человеческое творение. Есть разница.

Когда вышел роман «Голубое сало», начались акции против него. Мне объяснили, что эти пенсионеры (их наняли, конечно, это ясно), так негодовали, потому что: «У вас в романе Хрущёв трахает Сталина, а не наоборот». Я прикоснулся к некоему фатальному месту в русском бессознательном. Ведь это литературоцентристская страна до сих пор. Сила слова. Нельзя произносить имя Навального там. Или называть войну войной. Сила слова есть. А я как бы взял за вымя и его так сжал сильно. Это было болезненно.

Фото: Игорь Верещагин

@BILD_Russian